Если в преддверии праздников вы находитесь в поисках идеальной книги для зимних каникул, то советую оставить свой выбор на первых двух частях тетралогии Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины» и «Хорошие жены». Это добрая, светлая, искренняя и немного наивная история о жизни четырех сестер семейства Марч. Знаете, бывают такие книги, которые согревают сердце как время, проведенное с самыми родными и близкими людьми, вот эта книга как раз такая.
Как очень точно сказала Джо в экранизации «Маленьких женщин» 1994 года: «Некоторые книги такие знакомые. Они как возвращение домой». Всегда приятно вернуться домой.
Есть разные переводы этого произведения, мне больше нравится перевод Марины Юрьевны Батищевой.
В моем любимом рождественском фильме «Эльф» Джона Фавро, есть такая фраза: «Многие люди просто забыли, что главное в этой жизни, это не значит, что они не смогут найти верный путь, может им просто не хватает рождественского духа». Вот эта история Луизы Мэй Олкотт как раз наполняет рождественским духом и помогает вспомнить, что для нас главнее и кто для нас главнее в этой жизни. К сожалению, нередко мы об этом забываем.
Роман «Маленькие женщины» начинается и заканчивается празднованием Рождества и в этой книге чудесная зимняя атмосфера: «… четырех сестер, которые сидели с вязаньем в руках в декабрьские сумерки, когда за окнами тихо падал пушистый снег, а в гостиной весело потрескивал огонь. Это была уютная старая комната; правда ковер был выцветшим, а мебель очень простой, но зато на стенах висело несколько хороших картин, стенной шкаф был заполнен книгами, на подоконниках цвели хризантемы и маленькие розочки, и все кругом дышало домашним уютом и покоем». Этот небольшой отрывок в самом начале произведения дает более чем исчерпывающее представление о семействе Марч и их приоритетах.
Несмотря на то, что книга о сестрах, и называется «Маленькие женщины» и по просьбе издателя Луиза Мэй Олкотт создавала ее как «книгу для девочек», но сама писательница по ее словам: «Никогда не любила девушек и не многих знала, кроме моих сестер» ('Never liked girls or knew many, except my sisters'). Поэтому роман и получился автобиографический. Луиза Мэй Олкотт росла вместе с тремя сестрами и изобразила себя в образе второй по старшинству сестры - главной героини романа - бунтарки Джо, как-то сказавшей: «Я, наверное, никогда не выйду замуж. Я счастлива и так, и я слишком люблю мою свободу, чтобы спешить отказаться от нее ради какого бы то ни было смертного мужчины». Звучит как-то уж слишком разумно и феминистично для 19-го то века, не так ли? В отличие от своего литературного прототипа, сама писательница так никогда и не вышла замуж, несмотря на то, что она неоднократно получала предложение руки и сердца и, несмотря на то, что она была свидетелем семейного счастья старшей сестры. Семейное счастье возможно только, если человеку посчастливится встретить свою настоящую любовь, а если просто связать свою жизнь с хорошим, но не вашим человеком, то счастья такой союз не принесет и уж лучше быть счастливым в одиночестве, чем несчастным в браке. «Человек живет вполне счастливо, если способен найти прибежище в себе самом».
Соответственно, не стоит опасаться, что «Маленькие женщины» - может понравиться исключительно барышням и то только или слишком юным или излишне сентиментальным и романтичным. Здесь нет «Длинных, нудных опусов, в которых дни «сияют», юноши «стремительны и мрачны», а ресницы девушек «трепещут, как крылья бабочки». И это произведение несомненно будет интересно и полезно прочитать всем независимо от пола и возраста, каждый найдет в нем ценные советы для себя в какой бы жизненной ситуации не находился в данный момент.
Кстати, в 13-й серии 3-го сезона сериала «Друзья» Рейчел и Джо договорились прочитать любимые книги друг друга, чтобы сравнить, чья круче. И Джо пришлось прочитать «Маленьких женщин» и ему понравилась эта книга.
Между прочим, книга «Маленькие женщины» настолько вдохновила Джоан Роулин, что она даже наделила свою героиню Гермиону Грейнджер чертами одной из четырех сестер - Джо Марч. По иронии судьбы Эмма Уотсон играет в экранизации романа Луизы Мэй Олкотт не Джо, а Мег.
Несмотря на то, что роман «Маленькие женщины» написан Луизой Мэй Олкотт в 19 веке, он намного опередил свое время. Ведь писательница воспитывалась в семье с очень прогрессивными взглядами: ее отец был сторонником трансцендентализма, среди основных идей этого философско-литературного течения социальное равенство и свобода личности, а мать была суфражисткой, боролась против дискриминации женщин. Поэтому взгляды на жизнь, отраженные в «Маленьких женщинах» актуальны для нашего времени настолько, что далеко не все наши современники к этому пришли.
Например, и в наше время некоторые чуть ли не с детства продолжают внушать девочкам, что они обязательно должны выйти замуж и желательно за состоятельного человека, что счастье женщины в семье и детях. Хотя в 21 веке более чем очевидно, что женщина может вообще никогда не выйти замуж и не родить детей и это абсолютно нормально и это не помешает ей быть счастливой.
Вот что миссис Марч говорила своим дочерям: «Дорогие мои девочки, я мечтаю о счастье для вас, но не хочу, чтобы вы безрассудно бросались в мир из родительского дома – выходили замуж за богатых только потому, что они богаты, или имели прекрасные дома, ни один из которых не назовешь родным домом, ибо нет в них любви. … Я предпочла бы увидеть вас женами бедных людей, если только вы будете счастливы, любимы, довольны, чем королевами на тронах, но лишенных самоуважения и душевного покоя. … Лучше быть счастливыми старыми девами, чем несчастными женами или нескромными девицами, бегающими в поисках мужей. <…> Я не ищу великолепного состояния, заметного положения в обществе или громкого имени для моих дочерей. Если знатность и деньги придут с любовью и добродетелью, я приму их с благодарностью и буду рада вашему богатству, но я по опыту знаю, сколько подлинного счастья можно найти в обычном маленьком доме, где зарабатывают на хлеб ежедневным трудом, а некоторые лишения придают особую прелесть немногочисленным радостям».
Повествование «Маленьких женщин» строиться на религиозно-дидактической поэме «Путешествие Пилигрима в Небесную Страну» Джона Баньяна. Но не стоит опасаться чрезмерного уклона в сторону религии. Как очень верно заметила одна из сестер: «Игра в пилигримов – это просто другое название стремления стать лучше». В основе произведения просто заложены христианские ценности, которые сводятся к тому, чтобы быть добрее, честнее, ценить то, что имеешь и быть благодарным за это и всё такое, что близко и понятно всем.
«- Дорогая моя, мы никогда не становимся слишком взрослыми для этой игры, потому что так или иначе играем в нее всю жизнь. Наши котомки всегда за спиной, наша дорога перед нами, а стремление к добру и счастью – тот проводник, что ведет нас через множество огорчений и ошибок к душевному покою, который и есть настоящий Небесный Город».
Сестрам Марч предстоит противостоять своим слабостям и бороться со своими недостатками. Благодаря друг другу, а также примеру и советам своей мудрой матери им далеко не сразу, но удастся.
Семейство Марч живет небогато, сестрам приходится работать и заниматься хозяйством. И, несмотря на то, что они обладают гораздо более ценными сокровищами, чем деньги, бедность вносит определенные противоречия в их жизнь. Девочки видят своих сверстниц из состоятельных семей, у которых много красивых нарядов и нет других забот, кроме приемов и театров.
«Возможно, Мег чувствовала, не вполне отдавая себе в том отчет, что они не были особенно культурными или умными людьми и что вся их позолота не до конца могла скрыть заурядный материал, из которого они были сделаны. Но, конечно, было приятно жить в роскоши, ездить в прекрасных экипажах, каждый день надевать свое лучшее платье и не заниматься ничем, кроме развлечений».
Вот это очень распространенная проблема людей: завидуя другим, мы не замечаем, как много дано нам самим и этим проявляем непростительную неблагодарность.
«Когда вы чувствуете, что недовольны своей судьбой, вспоминайте о дарованных вам радостях и будьте благодарны».
Если в 19 веке, чтобы сравнить себя с другими люди ходили на приемы, то в наше время для этого есть социальные сети. Это неизбежно приводит к тому, что люди начинают стремиться к показному счастью и показному успеху и уходят далеко и от самих себя и от того, что на самом деле делает их счастливыми.
«Бедная Мег редко жаловалась, но сознание несправедливости порой вызывало в ее душе ожесточение против всех и каждого, так как она еще не научилась ценить те сокровища, которыми обладала, не сознавая, что им одним под силу сделать жизнь счастливой».
В «Маленьких женщинах» Луиза Мэй Олкотт очень хорошо показала разница между старыми устоями чопорной и консервативной Англии и свободной Америкой. В Англии для девушек из среднего класса считалось зазорным работать. Хотя только возможность работать и самой обеспечивать себя может дать женщине свободу и в Америке это понимали. Как хорошо сказал мистер Брук: «В Америке девушки любят независимость не меньше, чем их доблестные предки, и мы восхищаемся нашими соотечественницами и уважаем их, если они сами зарабатывают себе на жизнь».
Перечитывая «Маленьких женщин» в этот раз не могла не заметить, что в связи с событиями этого года в нашей стране книга «Маленькие женщины» особенно актуальна, ведь в ней действие происходит во время Гражданской войны в США. И хоть книга начинается с приготовлений сестер к Рождеству, но этот прежде любимый праздник теперь не вызывает в них такую радость как прежде, их отец ушел на фронт, да и в целом они понимают что это тяжелое, тревожное и грустное время.
«- Вы же знаете, почему мама предложила не делать друг другу подарков на Рождество. Зима предстоит тяжелая, и мама считает, что нам не следует тратить деньги на удовольствия, в то время как мужчины несут все тяготы фронтовой жизни».
В конце первой книги герои делятся друг с другом своими мечтами.
Сосед сестер Лори мечтает стать знаменитым музыкантом, Мег мечтает о семейном счастье в роскошном доме, Джо мечтает стать великой писательницей, Эми – лучшим художником в мире и только Бесс видит свое счастье в том, чтобы просто жить дома с мамой и папой и заботиться о них.
Действие второй книги начинается спустя три года после событий первой, сестры стали взрослее и они сам и их мечты и заботы сильно изменились. В самом начале кажется, что книга «Хорошие жены» уступает «Маленьким женщинам», но проявите терпение и вы убедитесь, что это не так. Луиза Мэй Олкотт припасла несколько головокружительных поворотов сюжета.
В первой части мне интереснее всего было наблюдать за Джо, а во второй неожиданно мое внимание привлекла Эми. В самом начале «Хороших жен» она вроде бы стремится к роскоши и богатству и даже готова выйти замуж по расчету, но потом она вдруг становится на удивление мудрой и вызывает восхищение и уважение.
В первой книге лейтмотивом были христианские ценности: быть добрым, честным, ценить то, что имеешь и быть благодарным за это, не завидовать другим. Лейтмотив второй книги заключается в понимании разницы между талантом и гениальностью. Герои, в соответствии со своими амбициозными мечтами пробовали свои силы в музыке, литературе и живописи, но каждый для себя пришли к пониманию, что желания и таланта не достаточно, чтобы стать по-настоящему великими гениями как Моцарт, Шекспир и Леонардо да Винчи.
«- Когда же ты же ты приступишь к своему великому произведению, Рафаэлла? … – Никогда, - ответила она печально, но решительно. Рим лишил меня всей моей самонадеянности. Увидев его чудеса, я почувствовала себя слишком ничтожной и в отчаянии оставила все ли глупые надежды. – Но почему, с твоей-то энергией и талантом? – Именно поэтому. Талант – не гений, и никакая энергия не сделает его гением. Я хочу быть великой или никем. Я не желаю быть заурядной мазилой, так что не стану больше и пытаться. – И что же ты собираешься делать с собой теперь, если мне будет позволено спросить? – Совершенствовать другие мои таланты и стать украшением общества, если появится возможность. … Лори улыбнулся, но ему понравился оптимизм, с которым она, не тратя времени на сожаления, поставила себе новую цель, когда другая, так долго лелеемая, умерла».
Действительно важно вовремя понять, что заветной мечте не суждено сбыться и направить свои усилия на что-то другое, а тратить время на сожаления и бесполезное упорство из принципа.
Мы видим, что взрослея, герои лучше понимают себя и что на самом деле сделает их счастливыми.
Как хорошо сказала Эми в экранизации 1994 года: «Однажды мы вырастем, тогда и узнаем, чего хотим».
Так Мег, например, обрела свое счастье, выйдя замуж за бедного человека, живя в небольшом доме и держа «по младенцу на каждой руке». И достигла такой мудрости, что ее не волнует, что о ней думают другие.
Вот как Мег ответила тете Марч на то, как по ее мнению должно быть: «Моя свадьба не спектакль, тетя и те, кто придет сюда, придут не за тем, чтобы разглядывать меня, критиковать мое платье и подсчитывать, сколько стоил мой свадебный завтрак. Я слишком счастлива, чтобы меня заботило, что говорят и думают о моей свадьбе, и я собираюсь сделать ее такой, какой хочу…»
А Джо вопреки своим планам и ожиданиям (а также под давлением издателя и читателей на Луизу Мэй Олкотт, которые не могли допустить, чтобы главная героиня осталась незамужней) стала хорошей женой и обзавелась парочкой ребятишек.
Ну а уж то что Эми выйдет замуж это не вызывало сомнений с первых страниц романа, вопрос был только в том за кого.
В итоге все сестры вышли замуж по любви и за честных, благородных, умных и образованных людей, как их отец.
Не могу не упомянуть про своеобразный «привет» Луизы Мэй Олкотт русским из 19 века. Когда Эми прогуливалась по аллее в Ницце, ей встретились представители многих народов. «Высокомерные англичане, бойкие французы, серьезные немцы, красивые испанцы, некрасивые русские, кроткие евреи, непринужденные американцы».
По мотивам книг «Маленькие женщины» и «Хорошие жены» неоднократно снимали фильмы. Премьера самой известной и определенно лучшей экранизации состоялась как раз на Рождество в 1994 году. В этом фильме какой-то невероятный актерский состав: Вайнона Райдер, Сьюзен Сарандон, Кристиан Бэйл и совсем еще юная Кирстен Данст. И в довершение музыка легендарного композитора Томаса Ньюмана.
Эта экранизация наиболее близка к первоисточнику и по сюжету и по воплощению образов героев, но самое главное создателям удалось передать атмосферу книги.
И, конечно же, заслуживает внимания экранизация 2019 года. Каст здесь тоже впечатляет: Эмма Уотсон, Тимоти Шаламе и Мэрил Стрип. Но самый весомый довод посмотреть этот фильм – это неповторимая магия музыки композитора Александра Деспла.
Фильм 2019 году существенно отличается от фильма 1994. В нем нелинейное повествование и события повзрослевших героев переплетаются с событиями из их детства. Фильм начинается с раскрытия основных сюжетных интриг второй книги. Понятно, что создателям этой экранизации хотелось, чтобы она была не похожа на другие. Но получилось довольно сумбурно. Тому, кто не знаком с первыми частями тетралогии Луизы Мэй Олкотт и с ее биографией будет сложно во всем разобраться. К тому же в этой экранизации есть пусть и незначительные, но все же способные исказить образ героев отступления от первоисточника.
И режиссер Грета Гервиг, как актриса независимого кино решила внести неясность в концовку и помимо Джо в прошлом, Джо в настоящем появляется сама Луиза Мэй Олкотт, изобразившая себя в образе Джо.
#маленькиеженщины #рождественскиекниги #новогодниекниги #рождественскиефильмы #новогодниефильмы