📆В этот день 178 лет назад родился мудрый до безумия немецкий философ Фридрих Вильгельм Ницше. Сын священника, ставший самым известным атеистом, даже антитеистом и в особенности ярым противником христианства, утверждавшим, что «Бог умер» и написавшим книгу «Антихрист. Проклятие христианству». В этих двух фактах биографии Ницше явно чувствуется причинно-следственная связь, ибо как гласит третий закон Ньютона, сила действия равна силе противодействия. К Ницше и его произведениям все относятся по-разному, кто-то любит, кто-то не любит. Я же отношусь с пониманием и юмором. Мне нравится, что и как Ницше пишет, он внимательный наблюдатель и несравненный психолог, который все тонко подмечает и хлестко пишет. Как писал о себе в своей последней книге «ECCE HOMO» Ницше: «Тот, кто умеет дышать воздухом моих сочинений, знает, что это воздух высот, здоровый воздух. Надо быть созданным для него, иначе рискуешь простудиться». Да, Ницше всегда рассуждает более чем адекватно и сложно не признать его правоту. Он разрушитель общепринятых, устоявшихся истин, понятий о добре и зле, морали, ценностей, идеалов и верований во имя здравого смысла. Ибо «в той мере, в какой выдумали мир идеальный, отняли у реальности ее ценность, ее смысл, ее истинность…» Ницше разрушив старое, все это наследие прошлых поколений хотел таком образом освободить человека, чтобы человек смог созидать новое. Самая главная книга Ницше, как для самого Ницше, так и для всех, кому знакомо слово «философия» – это книга «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого». «Среди моих сочинений мой Заратустра занимает особое место. Им сделал я человечеству величайший дар из всех сделанных ему до сих пор. Эта книга с голосом, звучащим над тысячелетиями, есть не только самая высокая книга, которая когда-либо существовала, настоящая книга горного воздуха – самый факт человек лежит в чудовищной дали ниже ее – она также книга самая глубокая, рожденная из самых сокровенных недр истины, неисчерпаемый колодец, откуда всякое погрузившееся ведро возвращается на поверхность полным золота и доброты». Если у вас вдруг до сих пор не хватало времени прочитать эту книгу, то Ницше негодует: «У нас еще нет времени для Заратустры» - так возражают они; но что толку во времени, у которого «нет времени» для Заратустры?» Действительно, каждому человеку очень полезно прочитать «Заратустру». Эта книга помогает проверить, а не скопилось ли у тебя лишнего ненужного тебе хлама, навязанного предками и социумом, только ли все свое и нужное тебе несешь ты в себе. Ницше в «Заратустре» говорит притчами, это своеобразная поэзия образов и символов и есть те, кому сложно отыскать суть и понять смысл во всех этих аллегория и метафорах. Тут больше надо чувствовать, что имеет в виду Ницше, а для этого надо на собственном опыте это испытать. «Когда однажды доктор Генрих фон Штейн откровенно жаловался, что ни слова не понимает в моем Заратустре, я сказал ему, что это в порядке вещей: кто понял, т.е. пережил хотя бы шесть предложений из Заратустры, тот уже поднялся на более высокую ступень, чем та, которая доступна «современным» людям». Ох, знал бы Ницше, что сегодня некоторым современным людям доступно для понимания еще меньше, чем людям 19 века. И очень полезно перечитывать эту книгу, как писал Ницше: «В конце концов никто не может из вещей, в том числе и из книг, узнать больше, чем он уже знает. Если для какого-нибудь переживания нет доступа, для него нет уже и уха». Когда я впервые прочитала эту книгу лет десять назад, я была наивным, восторженным и мечтательным и ребенком, идеализирующим всё и всех. И тогда, впрочем, как и сейчас меня особенно привлекала мысль Ницше про то, что единственное счастье для человека – это дарить свет и добро другим людям. Я считаю, если хоть раз в жизни удастся по-настоящему помочь хотя бы одному человеку, значит, тебе удалось достигнуть цели. Причем помочь не намеренно, а посредством дела своей жизни поддержать и вдохновить кого-то. Дело своей жизни – это дело, которое ты делаешь ради себя, потому что не можешь его не делать, которое составляет для тебя смысл твоей жизни. Человеку нужно не щадя себя познавать, развиваться, созидать, чтобы достигнуть такого уровня, когда наполнишься светом и сможешь излучать его, как Солнце, как золото и дарить его другим. Например, как писатель своими сочинениями или композитор своей музыкой или просто какой-то человек своим личным примером. То есть это не подачка золотых монет кому-то конкретному из сострадания к нему, это наполнение богатством сердца и души любого, кто пожелает. «Великое светило! К чему светилось бы твое счастье, если б не было у тебя тех, кому ты светишь! В течение десяти лет подымалось ты к моей пещере: ты пресытилось бы своим светом и этой дорогою, если б не было меня, моего орла и моей змеи». Но приобретенные за эти годы знания и жизненный опыт теперь позволяют мне увидеть, понять и «пережить» из «Заратустры» гораздо больше, чем раньше. Конечно, полностью понять, насладиться игрой слов и услышать музыку «Заратустры» можно только читая эту книгу на немецком языке. Но немецкий я не знаю совсем, поэтому мне приходится полностью полагаться на перевод Юлия Михайловича Антоновского с редакторской правкой Карена Араевича Свасьяна (Издательство «Мысль», 1990). Очень интересно было бы побеседовать с Ницше на одном с ним языке. У Ницше был обширный круг интересов и увлечений: поэзия, музыка, филология, философия. Это оказало влияние на то что например в «Заратустре» помимо множественных аллюзий к Библии, особенно к Новому Завету, есть отсылки к «Гамлету» Шекспира, к «Фаусту» Гёте, к «Одиссее» Гомера и «Риторике» Аристотеля. А также, несомненно, есть параллели с зороастризмом, так как имя Заратустра это явная отсылка к имени древнеиранского пророка Заратуштры (он же Заратустра, он же Зороастр в зависимости от того с какого языка переводят его имя). Поэтому если вы хотите лучше понять «Заратустру» следует знать Новый Завет, прочитать «Риторику» Аристотеля, особенно обратить внимание на книгу III и на Главу XI на которую в конце третьей Речи Заратустры «О потусторонниках» дает отсылку Ницше. В этой главе как раз Аристотель ведет речь о метафорах, а они имеют существенное значение в «Заратустре». И ознакомится с зороастризмом, например посредством книги Виктории Юрьевны Крюковой «Зороастризм». Ницше был человеком исключительных интеллектуальных способностей. В возрасте двадцати четырёх лет он стал профессором филологии в Базельском университете. Причем эту должность ему предложили как раз в том момент, когда он хотел покончить с филологией и заняться химией. Ницше в письме к своему другу Эдвину Роде написал: «Мы все же крупно остались в дураках у судьбы: еще на прошлой неделе я собирался написать Тебе письмо с предложением сообща заняться химией и послать филологию туда, куда ей и место: к скарбу предков. И вот же чертова «судьба» манит филологической профессурой». Да, у Ницше превосходное чувство юмора! Я всегда от души смеюсь, читая его сочинения. Так что он не какой-то унылый философ, он философ-бунтарь. В «Заратустре» нашли выражение мысли Ницше о сверхчеловеке, о смерти Бога, о вечном возвращении, о духе тяжести, о дарящей добродетели. Сверхчеловек в понимании Ницше настолько превосходит в своем развитии человека, насколько человек превосходит в своем развитии обезьяну. «Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его? Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя; а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состоянию зверя, чем превзойти человека?» В противовес сверхчеловеку Ницше ставит последнего человека, как самое презренное существо. Последний человек – это маленький человек, который довольствуется малым, человек толпы. То есть Ницше предвидел то к чему, по сути, пришли многие современные люди. «Ибо он хотел узнать, что случилось с человеком в отсутствие его: стал ли он более великим или меньше прежнего? … И Заратустра остановился и задумался. Наконец он сказал с грустью: «Всё измельчало!» Ницше, как и Платон, считал, что идеальная форма правления государством - аристократическая, поэтому Ницше был противником государства в том виде, в котором оно существует сегодня. «Рождается слишком много людей: для лишних изобретено государство!». Он полагал, что именно государство превращает отдельные личности в безликую массу маленьких людей с ложными ценностями. «Посмотрите же на этих лишних людей! Богатства приобретают они и делаются от этого беднее. Власти хотят они, и прежде всего рычага власти, много денег, - эти немощные!.. Все они хотят достичь трона: безумие их в том – будто счастье восседало бы на троне! Часто грязь восседает на троне – а часто и трон на грязи». И разве не прав был Ницше? Разве не к культу богатства, причем зачастую даже показного богатства стали стремиться люди в большинстве своем? И ради этого добровольно готовы быть рабами источников своего богатства. «Еще свободной стоит для великих душ свободная жизнь. Поистине, кто обладает малым, тот будет тем меньше обладаем: хвала малой бедности!» Вот это настоящая истина! Для меня свобода это самая главная ценность в жизнь. И нет ничего дороже времени. Его всегда можно потратить с большей пользой и удовольствием, чем стараться произвести впечатление на того, кому ты безразличен и кто тебе безразличен. А основная проблема в тщеславии людей. Как хорошо сказал Ницше о тщеславных: «Они исполняют себя, они выдумывают себя; … И потом: кто измерит в тщеславном всю глубину его скромности! … У вас хочет он научиться своей вере в себя, он питается вашими взглядами, он ест хвалу из ваших рук». Особенно это стало очевидно с появлением социальных сетей. Вот еще очень актуальная для нашей современности мысль Ницше: «ваша любовь к ближнему есть ваша дурная любовь к самим себе. Вы бежите к ближнему от самих себя… Один идет к ближнему, потому что он ищет себя, а другой – потому что он хотел бы потерять себя. Ваша дурная любовь к самим себе делает для вас из одиночества тюрьму». И действительно, сейчас большинство людей не выносит одиночества. Взять хотя бы как многие с трудом пережили пару месяцев самоизоляции в 2020 году. То есть многим не интересно общество самих себя, даже семейным парам не интересно общество друг друга, люди не знают, чем себя занять. Им нужно, чтобы их развлекали другие люди и различные мероприятия, чтобы их уводили от себя как можно дальше. А все из-за-за того, что люди себя не любят. «Надо научиться любить себя самого – так учу я – любовью цельной и здоровой: чтобы сносить себя самого и не скитаться всюду». Мне, например, никогда не бывает скучно в одиночестве, я могу провести в одиночестве сколько угодно времени, меня оно не тяготит, мне оно необходимо, как воздух, я им наслаждаюсь. В одиночестве я заряжаюсь как аккумулятор. Каждый день мне нужно хотя бы час побыть в одиночестве. Ницше неоднократно повторяет, что его ученье адресовано не людям толпы, а «одиноким и тем, кто одиночествует вдвоем». Но у любителей одиночества, есть одна уязвимость, о которой предупреждает Ницше: «Слишком скоро протягивает одинокий руку тому, кто с ним повстречается. Иному ты должен подать не руку, а только лапу – и я хочу, чтобы у твоей лапы были когти». Истинно так, проверено на собственном опыте. Тут еще проблема в том, что мы проецируем себя на других людей, смотрим на другого человека, а видим в нем себя и думаем, что у нас одни ценности и одно мировоззрение. А это не так! «Ибо люди не равны – так говорит справедливость». Каждый находится на своем уровне развития. Но если окажется что кто-то не с добрыми намерениями обратил на себя ваше внимание, то никогда не поздно превратить свою руку в лапу и царапнуть когтями на память. И еще одна проблема, которая очень актуальна для современности и связана с тем, что люди скучают в одиночестве заключается в том, что некоторые люди не умеют собой управлять, они не могут придумать, что им делать, пока они не получат импульс из вне. «Все живое есть нечто повинующиеся. И вот второе: тому повелевают, кто не может повиноваться самому себе. Таково свойство всего живого. Но вот третье, что я слышал: повелевать труднее, чем повиноваться. … И даже когда он повелевает самому себе – он должен еще искупить свое повеление. Своего собственного закона должен он стать судьей, и мстителем, и жертвой». Еще один крайне актуальная проблема современности - это хранители традиций, они как вагончики катятся по рельсам своих предков. Делают что-то потому что «так принято», «так заведено». Многие даже заводят семьи и рожают детей, потому что «так надо». «Ты молод и желаешь ребенка и брака. Но я спрашиваю тебя: настолько ли ты человек, чтобы иметь право желать ребенка? Победитель ли ты, преодолел ли ты себя самого, повелитель ли чувств, господин ли своих добродетелей? Так спрашиваю я тебя. Или в твоем желании говорят зверь и потребность? Или одиночество? Или разлад с самим собою?.. Но то, что называют браком многое множество, эти лишние, - ах, как назову я его? Ах, эта бедность души вдвоем! Ах, это грязь души вдвоем. Ах, это жалкое довольство собою вдвоем!» Тут возникает хоть и наивный, но логичный вопрос, а была ли жена и дети у самого Ницше, учитывая его высокие требования? Нет. Ницше не был женат, и у него не было детей. Но стоит отметить, что была одна дама Лу фон Саломэ, дочь петербургского генерала, которой Ницше предлагал выйти за него замуж, а она ответила отказом. «Никогда еще не встречал я женщины, от которой хотел бы иметь я детей, кроме той женщины, что люблю я: ибо я люблю тебя, о Вечность!» Но стоит отметить, у Ницше было очень правильное отношение к любви и браку. «Поэтому я хочу, чтобы честные говорили друг другу: «мы любим друг друга; посмотрим, можем ли мы продолжать любить друг друга! Или обещание наше будет недосмотром?» Ницше в своем ученье призывал людей освободиться от всего старого, навязанного ему предками, государством, церковью, от всего чужого, от всего, что не ваше. Все что не ваше только тянет вас вниз. И только когда вы избавитесь от всего старого, вы сможете созидать новое. «Почти с колыбели дают уже нам в наследство тяжелые слова и тяжелые ценности: «добро» и «зло» - так называется это приданное. … Но только человеку тяжело нести себя! Это потому, что тащит он слишком много чужого на своих плечах». <...> Продолжение в статье... Человеческое существование лишено смысла и только своей волей человек может наполнить свою жизнь смыслом. Человек свободен от Бога, как вершителя судьбы, таким образом, человек сам отвечает за себя свои поступки и свою жизнь. И человек свободен от наказания и награды за свои поступки, таким образом, человеку нет необходимости заставлять себя быть добродетельным, на самом деле таковым не являясь. Ницше призывал к здоровому эгоизму и здоровому себялюбию, это честнее и в этом больше пользы для других. Любовь к себе, к жизни и к миру – это основа роста и развития человека. Несмотря на свой цинизм философия Ницше очень жизнеутверждающая. <...> Продолжение в статье... И еще один момент. Я часто встречала шутку: Бог умер - сказал Ницше, Ницше умер – сказал Бог» так вот, ее явно придумал тот, кто не читал Ницше. И из этой шутки получается, что Ницше сам себя оставил в дураках, а это не так. И почувствовала, что Ницше просит меня это исправить. Ведь Ницше написал, что он скажет смерти: «Так это была жизнь? Ну что ж! Еще раз!» Главная суть «Заратустры» заключается как раз в мысли о вечном возвращении. «В этих словах громко звучит победная музыка. Имеющий уши да услышит». P.S. «И пусть буден потерян для нас тот день, когда ни разу не плясали мы! И пусть ложной назовется у нас всякая истина, у которой не было смеха!» #ницще #фридрихницше #такговорилзаратустра #философия

Теги других блогов: философия Ницше антихристианство