📆 В этот день 126 лет родился один из моих самых любимых писателей романтик эпохи джаза Фрэнсис Скотт Фицджеральд.
Самая известная и моя самая любимая книга Фицджеральда «Великий Гэтсби». Впервые она была опубликована почти 100 лет назад, но до сир пор не теряет своей актуальности.
Моя история любви к этому роману началась с того, что я читала «Над пропастью во ржи» и там главный герой вскользь упомянул об этой книге. «Я ему говорю – нравится же мне Ринг Ларднер и «Великий Гэтсби». Особенно «Великий Гэтсби». Да, Гэтби. Вот это человек. Сила!» Этого было для меня достаточно, и когда я дочитала роман Сэлинджера, сразу же начала читать «Великого Гэтсби». И всё. Эта книга стала моей самой любимой и возглавляла мой список любимых книг до того момента, пока я не прочитала «Степного волка» Гессе, тогда «Великий Гэтсби» переместился на второе место где находится и по сей день. Интересно, кто-нибудь смог бы догадаться какая книга занимает в моем списке третье место?
Это книга произвела на меня неизгладимое впечатление, и я очень боялась ее перечитывать, ведь впервые я прочитала «Великого Гэтсби», когда была совсем юной мечтательной, романтичной и идеализирующей всё и вся девчонкой. Я боялась, что сейчас эта история может показаться чересчур наивной. Но с радостью для себя я обнаружила, что ничего не изменилось в моем восприятии и в моем отношении к «Великому Гэтсби».
Я по-прежнему не согласна с мнением, что «великий» в названии - это своего рода насмешка автора над человеком, жившим в мире своих иллюзий.
Свое отношение к Гэтсби Фицджеральд выразил через персонажа рассказывающего эту историю, и оно более чем однозначное, он безмерно уважает его.
«Чутье к основным нравственным ценностям отпущено природой не всем в одинаковой мере».
Вот этого чутья к нравственным ценностям, которое присутствует у Гэтсби и отсутствует у многих других уже достаточно для того, что уважать его.
Да и в целом «Великий Гэтсби» это автобиографичная история. Гэтсби как и Фицджеральд из бедной семьи и как и Фицджеральд он влюбился в девушку из богатой семьи, и эта любовь вдохновила его на достижение успеха. И, к сожалению, как и Гэтсби Фицджеральда, постигла печальная судьба, о чем он поведал в сборнике очерков и заметок «Крушение». Очень советую прочитать, в нем Фицджеральд открывается совсем с другой стороны.
Но самое главное, как и созданный им Джей Гэтсби Фицджеральд был однолюбом. Даже Хемингуэй в своей книге воспоминаний «Праздник, который всегда с тобой» написал, что Фицджеральд поделился с ним, что у него никогда не было других женщин, только Зельда. И Фицджеральд так же безмерно был влюблен в нее, так же боготворил и так же трепетно относился к ней, как и Гэтсби к Дэзи.
«Все это время он пристально следил за Дэзи и, мне кажется, заново оценивал каждую вещь в зависимости от того, какое выражение появлялось при взгляде на эту вещь в любимых глазах».
Но стоит ради объективности добавить щепотку реальности в эту идеальную сказочную любовь. В своем автобиографичном романе «Спаси меня, вальс», Зельда рассказывает о том, как начиналась ее история любви с Фицджеральдом. И в нем Зельда от лица своей героини Алабамы написала, что Скотт, ставший прототипом героя по имени Дэвид, вернувшись из Нью-Йорка, признался ей в своей неверности. «Он рассказал Алабаме о девушке, которая была с ним в отеле «Астор», когда он напился до бесчувствия». На что она ответила «верность хороша, только когда она естественна».
Можно сказать, что Гэтсби сам придумал свою любовь к Дэзи, толком и не узнав ее. Но если вдуматься, то любовь это всегда чувство неподдающееся логике и здравому смыслу и оно не зависит от внешних обстоятельств. Не должно зависеть! Любовь всегда идеализирует, всегда находит оправдание и объяснение даже неблаговидным поступкам любимого человека. Любовь не нуждается даже в ответном чувстве. Она сильнее этого, сильнее объективной реальности. Это и есть настоящая любовь.
«Почти пять лет! Были, вероятно, сегодня минуты, когда живая Дэзи в чем-то не дотянула до Дэзи его мечтаний, - и дело тут было не в ней, а в огромной жизненной силе созданного им образа. Этот образ был лучше ее, лучше всего на свете. Он творил его с подлинной страстью художника, все время что-то к нему прибавляя, украшая его каждым ярким перышком, попадавшимся под руку. Никакая ощутимая, реальная прелесть не может сравниться с тем, что способен накопить человек в глубинах своей фантазии».
Когда я впервые читала «Великого Гэтсби» лет десять назад, я, конечно, думала о том, что зря Гэтсби покинул Дэзи на эти пять лет, что если бы он остался с ней, они были вместе и были бы счастливы. Это были очень наивные мысли. Дэзи привыкла к определенному достатку, и она не смогла бы прожить пять лет в бедности, начались бы бесконечные ссоры и упреки и они бы в конечном итоге расстались.
Проблема в том, что Гэтсби и Дэзи разные люди, у них разная глубина и сила чувств, Дэзи ко всему относится проще и легче. То, что для одного любовь на всю жизнь, ради которой можно свернуть горы, для другого «Я любила тебя, а потом его, а сейчас я снова люблю тебя». То есть получается, она любила того, кто рядом.
И кстати, в литературе есть пример того, чем бы всё закончилось, если бы Гэтсби не исчез из жизни Дэзи на эти пять лет. Это роман «Мартин Иден» Джека Лондона. Эти книги часто сравнивают, считается, что они похожи. Я с этим не согласна. Да, они похожи в том, что парни из бедных семей, вдохновляясь любовью к девушкам из богатых семей, достигают успеха. Но Мартин Иден постоянно что-то требует от своей возлюбленной, а это не любовь это эгоизм. А вот Гэтсби ничего не требовал от Дэзи все эти годы. Он просто ее любил и думал, что она его любит. И рассчитывал на то, что она хоть и пустила в свою жизнь другого мужчину, она не пустит его в свое сердце.
«- Вы слишком много от нее хотите, - рискнул я заметить. – Нельзя вернуть прошлое. – Нельзя вернуть прошлое? – Недоверчиво воскликнул он. – Почему нельзя? Можно!»
Для меня великий Гэтсби это даже не столько история о любви, сколько о том, что можно добиться своих целей даже если они были почти нереальными, но ты никогда не добьешься того ощущения которое рассчитывал получить от их осуществления. И самое главное нельзя предугадать чувства, реакцию и поведение другого человека.
Говорят что человек считает особенным и не может забыть того человека, с кем по сути у него не было никаких отношений, была только возможность, взаимная симпатия. Потому что реальные отношения пришли по каким-то определенным причинам к своему логическому завершению, а эта история так и не завершилась. И человек тешит себя мыслью, что возможно отношения вот с этим человеком были бы идеальными.
У Гэтсби с Дэзи тоже не было как таковых отношений. Возможно, узнав ее лучше Гэтсби бы понял, что она не та девушка, которую ему стоит любить. Как Мартин Иден разочаровался бы в своей возлюбленной. Но на самом деле это не важно. Тут важно, что это даже любовь к Дэзи, это женщина, любовь к которой смогла его вдохновить на то, чтобы становиться лучше, добиваться чего-то ради нее. То есть не имеет значения, каков объект любви, достоин он любви или нет, важно вдохновляет ли любовь к нему на подвиги.
Мое отношение ни к роману, ни к Гэтсби не изменилось со временем, только острее стала восприниматься фраза.
«- Ничтожество на ничтожестве, вот они кто, - крикнул я, оглянувшись. – Вы один стоите их всех, вместе взятых».
До слез больно и обидно, что таких людей как Гэтсби с врожденным чутьем к нравственным ценностям окружает большинство совсем других, тех, у кого нет никаких нравственных ценностей. И из-за этого, такие как Гэтсби, обречены обманываться в людях и страдать. Вот эту мирскую несправедливость я теперь ощутила острее.
Но при этом понимаешь, что не лучше быть таким, как Том и Дэзи, которые ничего не принимают близко к сердцу, порхая по жизни, как бабочка Монтра круша ударной волной своих крыльев все на свое пути и не замечая этого. Такие люди всегда найдут оправдание своим подлым поступкам.
«Я не мог ни простить ему, ни посочувствовать, но я понял, что в его глазах то, что он сделал, оправдано вполне. Не знаю, чего тут было больше – беспечности или недомыслия. Они были беспечными существами, Том и Дэзи, они ломали вещи и людей, а потом убегали и прятались за свои деньги, свою всепоглощающую беспечность или еще что-то, на чем держался их союз, предоставляя другим убирать за ними. На прощание я пожал ему руку: мне вдруг показалось глупым упорствовать, у меня было такое чувство, будто я имею дело с ребенком».
Автор подчеркивает, что именно Тома он считает ребенком, который не способен брать отвечать за свои поступки, а не Гэтсби, который гнался за призрачными мечтами, оставаясь в душе семнадцатилетним мальчишкой. Гэтсби не инфантилен. Просто разбогатев, он старается дать себе то, о чем он мечтал, когда ему было семнадцать. Этим он восстанавливает справедливость, он знает, что заслуживал этого больше тех, кто рожден богатым, больше, таких как Том.
Да свое богатство Гэтсби заработал нечестным путем, но в главных для человека нравственных вопросах он честен. И в противовес ему Том, который честен в финансовых вопросах, он богат от рождения, но он с легкостью изменяет своей жене.
Важно, что Гэтсби не пытается изменять реальность или противостоять ей, он создал свою и стал жить в ней. И все было хорошо до тех пор, пока он не решил объединить свою реальность с реальностью этого жестокого мира.
И такое прекрасное, но такое хрупкое суденышко мечты разбилось о скалы суровой реальности.
«Гэтсби верил в зеленый огонек, свет неимоверного будущего счастья, которое отодвигается с каждым годом. Пусть оно ускользнуло сегодня, не беда – завтра мы побежим еще быстрее, еще дальше станем протягивать руки… И в одно прекрасно утро… Так мы и пытаемся плыть вперед, борясь с течением, а оно все сносит и сносит наши суденышки обратно в прошлое».
Я воспринимаю Гэтсби не как мечтателя, тешившего себя напрасными надеждами, который как мотылек сгорел, полетев на свет роскоши, богатства и любви к женщине, которой толком не знал. Нет. Гэтсби это человек, который любил одну женщину в своей жизни, добивший ради нее богатства. При этом оставшись верным своим нравственным ценностям и своей любви. Но в мире ничтожных людей, не знающих, что такое любовь и верность ему нет места. Именно поэтому автор именно так завершил его историю. Это гуманнее чем, если бы он остался жить с разбитым сердцем среди осколков своей мечты и стал бы в конечном итоге циником и реалистом, который ни в кого и ни во что уже не верит.
Есть несколько экранизаций этого романа. Мне нравится экранизация 1974 года Джека Клейтона, но самая идеальная экранизация для меня это экранизация База Лурмана 2013 года. Леонардо ДиКаприо в этом фильме полностью совпал с моим представлением о Гэтсби.
#фицджеральд #великийгэтсби #книжныйблог