📆 Сегодня день рождения Стивена Кинга, ему исполнилось 75 лет! 📚🎈 Стивен Кинг написал десятки книг, некоторые из которых стали по-настоящему культовыми. Даже фильмы, снятые по мотивам его книг «Побег из Шоушенка», «Зеленая миля» и «Сияние» стали культовыми. Кинг самый издаваемый, читаемый и экранизируемый из современных писателей. Моя любимая книга Стивена Кинга называется «Как писать книги». Это нон-фикшн. Русское название немного вводит в заблуждение, обещая что-то вроде учебника по написанию книг. На самом деле у книги более содержательное название «On Writing: A Memoir of the Craft», что можно перевести как «О писательстве: Мемуары о ремесле», подсказывающее, что нас ждет под обложкой. А нас ждет самая душевная, искренняя и очень интересная книга Кинга. Это фактически его автобиография. Он по-дружески и с юмором рассказывает о своей жизни, начиная с самого детства и о писательском ремесле, ведь это существенная и неотъемлемая часть его жизни. Это отличная возможность узнать Кинга лучше, а, значит и лучше понять его произведения. Если вы равнодушны к личности и творчеству Кинга и не интересуетесь писательством, я все равно советую прочитать вам эту книгу. Вы точно найдете в ней много полезного для себя. Ведь в ней даются ценные советы не только о том, как писать книги, но и в целом как красиво и интересно излагать свои мысли. Хоть эта книга и не учебник по писательству, но однозначно ее прочтение даст вам гораздо больше, чем любые писательские курсы. «В конце концов раковина творит жемчужины из соринки под мантией, а не на семинарах по созданию жемчуга с участием других раковин». Стивен Кинг удивительный человек, обладающий завидной работоспособностью. Он пишет каждый день, даже в Рождество, Четвертого июля и в свой день рождения. Из под его пера непрерывно рождаются новые истории, причем уникальные, разнообразные, непохожие на прежние. К тому же он успевает прочитывать почти все книги современных авторов, несовременных то он уже давно прочел. Но самое главное, что он еще и семьянин, со своей женой Кинг в счастливом браке больше 50 лет. Я очень уважаю таких цельных моногамных по натуре людей, которые знают, какой человек им нужен и когда такого встречают, понимают, насколько им повезло, и дорожат этими отношениями. И он всегда говорит, что стал писателем только благодаря жене, ее поддержке и вере в него, что семья для него важнее всего. «Жизнь – это не поддерживающая система для искусства. Все совсем наоборот». У такого человека как Стивен Кинг точно есть чему поучиться. Но сразу хочу уточнить. Тех, кто хочет волшебным образом научиться писать, прочитав эту книгу Кинга, разочарую, в ней нет секретной инструкции. Тех, кто понимает тот факт, что научиться чему-то можно только долгим и упорным трудом, порадую, эта книга даст вам ценные и толковые советы с чего начать и в каком направлении двигаться. Для себя я выделила несколько основных пунктов. 1. Идея. Самый главный вопрос для тех, кто пишет или хочет начать писать – это про что написать. Где взять идею? На это Кинг отвечает, что нужно не искать идеи, а уметь узнать их, когда они появляются. Кинг имеет в виду, что идеи приходят внезапно, но поскольку нам постоянно что-то приходит в голову можно не придать им значения, не заметить, что вот она Идея, за которую нужно хвататься и развивать. В более широком смысле я бы сказала, что любой жизненный опыт может стать контентом, но людям часто кажется, что их жизнь самая обыкновенная, что раз они не прожили сколько-то лет на необитаемом острове и их не похищали инопланетяне, им нечего рассказать другим. Это не так. Нужно быть внимательным к своим мыслям, чтобы не пропустить идею; к тому, что происходит вокруг вас - это может навести на какие-то мысли, которые могут превратиться в идею; и к тому, как ведут себя люди вокруг вас, их уникальные черты могут пригодиться вашим персонажам. 2. Честность. Важно понять, вы можете писать «О чем угодно… лишь бы вы говорили правду». «Лжецы процветают – с этим никто не спорит, - но лишь в огромном мире предметов, и никогда в джунглях сочинительства, где ваша цель писать по одному слову. Если здесь вы начнете лгать о том, что знаете и чувствуете, развалится все». Нужно правду и писать ее нужно правдивым языком, живым, настоящим, не выдумывать какие-то красивые витиеватые фразы. «Берите первое пришедшее на ум слово, если оно подходящее и яркое». 3. Читатель. Нужно не забывать о том, что вы пишите для читателя. Кинг поделился очень важным советом, который ему дал редактор Лисбонской еженедельной газеты Джон Гульд, когда Кинг работал в ней спортивным репортером. «Когда пишешь вещь, ты рассказываешь ее сам себе, - сказал он. – Когда переписываешь, главная твоя работа – убрать все, что к вещи не относится». И еще одно: «пиши при закрытой двери, переписывай при открытой». Кинг развил эту мысль. «Каждая книга – по крайней мере та, которая стоит чтения – должна быть о чем-то. Смысл работы над первым вариантом или сразу после него – понять, о каком именно «чем-то» эта ваша книга. Смысл, или один из смыслов, работы над вторым вариантом – сделать это «что-то» более ясным». То есть смысл таков, сначала пишешь что-то для себя, выражая так свои мысли, чувства и эмоции, а потом стараешься сделать это понятным читателю, убираешь лишнюю воду и делаешь яснее и доступнее для понимания. Девиз, которым руководствуется Кинг и который весел у него над печатной машинкой: «Формула: второй вариант = первый вариант – 10%». Мне очень понравилось, что в книге есть черновики Кинга с его исправлениями. 4. Мотивация. Нужно понимать для чего ты это делаешь. Это может быть, что угодно от желания произвести на кого-то впечатление до желания изменить мир, но «Нельзя подходить к чистой странице равнодушно». Писать – это значит выражать свои чувства посредством слов, но для того их выражать они должны быть. И должен быть запал и серьезный настрой, ведь предстоит долгий и упорный труд каждодневный и многолетний. «Это писательство, черт бы его побрал, а не мытье машины или подведение бровей. Если вы отнесетесь к этому серьезно, у вас может выйти толк. Если не сможете или не захотите, самое время закрыть эту книгу и заняться другим делом. Например, машину помыть». 5. Упорный труд. «Если хотите быть писателем, вам прежде всего нужно делать две вещи: много читать и много писать. Это не обойти ни прямым, ни кривым путем – по крайней мере я такого пути не знаю». Причем важно не заставлять себя, а прислушиваться к себе. Кинг считает, что если вам не в тягость посвящать чтению и письму «от четырех до шести часов в день каждый день», тогда у вас есть к тому способности и стоит двигаться в это направлении. Если нет, то лучше не тратить время и направить свои усилия на что-то другое. «В чем нет радости, то нехорошо. Лучше заняться чем-нибудь другим, где залежи таланта более богаты и доля удовольствия больше». Здесь важно отметить для себя, что научиться писать художественные произведения или просто уметь красиво и ясно излагать свои мысли устно или письменно это не дело пяти минут. Если вы хотите в чем-то достигнуть какого-то прогресса, в данном случае во владении словом нужно посвящать этому много времени и сил. Это не получится само собой и между делом. Кинг составил внушительный список книг, которые помогли ему и он советует их прочитать. 6. Словарный запас и грамматика. Причем Кинг подчеркивает, что не нужно намеренно работать над расширением своего словарного запаса, для этого достаточно просто много читать. Писать нужно грамотно, а для этого нужно посвятить время изучению правил. «Грамматика – это шест, за который можно схватиться, чтобы помочь мыслям подняться на ноги и идти дальше». Уильям Стрэнк, автор книги «Элементы стиля», которую настоятельно рекомендует прочитать Кинг, выразил такую мысль: «Если только он писатель не уверен твердо, что пишет хорошо, лучше все же следовать правилам». И, конечно же, не могу упомянуть про особую «любовь» Кинга к наречиям. «Дорога в ад вымощена наречиями». В английском языке наречия образуются от прилагательных с помощью окончания –ly. Например, слово ominous – зловещий, ominously – зловеще. Вот как раз слово «зловеще» - это наречие в русском языке. Оно может использоваться для описания эмоциональной окраски, например «Она посмотрела на него зловеще» или в диалоге «Что-то там сказала она, посмотрев на него зловеще». «Я настаиваю, чтобы наречия в атрибуции диалогов использовались только в редчайших случаях и самых особых случаях… и тогда чтобы не использовались, если сможете без них обойтись. <…> Все, о чем я вас прошу, - это старайтесь писать получше и помните, что писать наречия – человеческая слабость, писать он сказал или она сказала – совершенство богов». 7. Дисциплина. Нужно определить для себя: цель – сколько слов или страниц вы собираетесь писать каждый день; время – определить точный промежуток времени, в течение которого вы будете писать каждый день; и место, где вы будете писать каждый день, и где вас никто и ни что от этого не отвлечет. Нужно не сидеть без дела и ждать вдохновения, а начать писать каждый день, например с девяти до полудня или в любой промежуток времени и скоро вдохновение придет. 8. Не бойтесь. Не сомневайтесь в себе, просто пишите. «Очень часто хорошо писать – это значит избавиться от страхов и неестественности. Сама по себе деланность, начиная с необходимости какой-то вид письма называть «плохим», а остальные – «хорошими», - это поведение, диктуемое страхом». Писательское мастерство похоже на актерское мастерство в том, что вас никто не может научить играть, для этого нужны талант и природные способности, единственное чему вас могут научить - это не бояться сцены, чувствовать себя на ней комфортно и уютно. Но именно это и нужно талантливому актеру, как и писателю, ведь читатели это те же зрители и нужно их не бояться. И тогда ваш талант сможет раскрыться. «Писательство – это зарабатывание денег, добыча славы, женщин или друзей. Это в конечном счете обогащение жизни тех, кто читает твою работу, и обогащение собственной жизни тоже. Оно чтобы подняться вверх, достать, достичь. Стать счастливым, вот что. Стать счастливым». #стивенкинг #писательскоемастерство #книжныйблог #нонфикшн