📆 В этот день 111 лет назад родился английский писатель Уильям Голдинг. Он известен как автор своего первого романа «Повелитель мух», который заслуженно входит во всевозможные списки лучших книг и который изучают в школах. Почему-то эта книга считается детской, наверное, из-за того, что ее герои мальчишки, на самом деле она не про приключения и вовсе не для детей. Это одна из самых жутких, страшных и эмоционально тяжелых книг, она действует, как удар тока, не зря это любимая книга Стивена Кинга. Но «Повелителя мух» точно нужно и стоит читать и перечитывать, это очень важный и полезный роман. Как точно подметил Кинг: «Это не просто развлечение, это вопрос жизни и смерти» (“This is not just entertainment; it’s life-or-death.”) Да, для современного человека жизненно важна эта книга. К сожалению, до сих пор она не теряет своей актуальности. Это история о том, как во время войны самолет с благовоспитанными английскими школьниками терпит крушение, и мальчики оказываются на необитаемом острове. Причем автор намеренно не уточняет, во время какой войны происходят описываемые события. Это отражает его пессимистичную, но как показывает время весьма реалистичную убежденность в человеческой жестокости, в том, что в нашем мире не прекращаются войны. И это позволяет книге быть вне времени, она всегда злободневна. Сюжет на первый взгляд прост и знаком, вроде бы очередная робинзонада, как «Коралловый остров» Роберта Баллантайна. Даже главных героев в романах зовут одинаково Ральф и Джек и они тоже англичане. Казалось бы, это мечта мальчишек оказаться на острове без взрослых. Тем более на острове есть вода, фрукты, и нет хищных зверей. Им ничто не угрожает, кроме… них самих. А эта угроза оказалась гораздо страшнее и реальнее любого хищного или вымышленного зверя. Сначала прежние правила и возможность появления взрослых в скором времени, а, следовательно, наказания за неподобающее поведение сдерживали их. «Роджер набрал горстку камешков и стал швырять. Но вокруг Генри оставалось пространство ярдов в десять диаметром, куда Роджер не дерзал метить. Здесь, невидимый, но строгий, витал запрет прежней жизни. Ребенка на корточках осеняла защита родителей, школы, полицейских, закона. Роджера удерживала за руку цивилизация, которая знать о нем не знала и рушилась». Но довольно быстро вместе с остатками своей школьной одежды и надежды на скорое спасение мальчики теряют свою благовоспитанность и человечность, в них просыпается звериное начало. А зверя в себе они пробудили, убив живое существо, хотя автор показал, насколько сначала для них было это чуждо. «- Надо было заколоть, - выпалил Ральф. – Я точно знаю, их закалывают. – Нет, им надо горло перерезать и выпустить кровь, - сказал Джек. – А то мясо есть нельзя. – Так чего же ты… Они прекрасно знали, чего же. Из-за того, что даже представить себе нельзя, как нож врезается в живое тело, из-за того, что вид пролитой крови непереносим». И в отличие от той идиллии, которую удалось создать мальчикам в «Коралловом острове», у мальчиков из «Повелителя мух» воцаряется абсолютный хаос, с убийствами и охотой на человека. «- Ральф, послушай. Ты не ищи тут смысла. Этого ничего уже нет… <…> - Они завтра идут на тебя охотиться». И в конечном итоге мальчики сжигают весь остров. Завершается история приемом «deus ex machina» (в переводе с латинского - «бог из машины»), когда уже весь остров полыхает и ребятам некуда деваться, их спасает морской офицер, который заметил дым. Можно было бы посчитать, что это хеппи-энд, но это не так. Мальчиков спасают с горящего острова, но идет война, которая в итоге может уничтожить весь мир, как они уничтожили остров, на котором жили. А еще им всю оставшуюся жизнь жить с тем, что они совершили. «И, стоя среди них, грязный, косматый, с неутертым носом, Ральф рыдал над прежней невинностью, над тем, как темна человеческая душа». Таким образом «Повелитель мух» - это антиробинзонада, мрачная реалистичная версия «Кораллового острова». Хотя на самом деле это история не мальчиках на необитаемом острове, остров и мальчишки – это аллегория, мир в миниатюре. «Повелитель мух» - это антивоенный роман, о сущности человека, о природе зла. История, о том из-за чего возникают войны. Вроде бы цивилизованные государства у всех есть законы и международные договоры, но, несмотря на все это начинаются войны. А в основе жажда власти, продиктованная гордыней, которая разъедает человека и он начинает задаваться вопросом: «А почему это я должен подчиняться?» Как Джек, который был не согласен с тем, что Ральф главный, хотя все за него проголосовали. «Повелитель мух» (Lord of the Flies) это название явная отсылка к Вельзевулу (Beelzebub) демону, чье имя переводится как «Повелитель мух» (Lord of the Flies), покровителю гордыни. Помните, про него еще пел в песне «Bohemian Rhapsody» Фредди Меркьюри: «Oh mama mia, mama mia, mama mia let me go…Beelzebub has a devil put aside for me». Повелителем мух у Голдинга становится мертвое существо, на которое слетаются мухи. Голова убитой свиньи и погибший человек с парашютом - это жертвы жестокости человека. «Он жмурился, но и тогда свиная голова все равно стояла перед ним. Прикрытые глаза были заволочены безмерным цинизмом взрослой жизни. Они убеждали Саймона, что все омерзительно. <…> Голова у Саймона чуть запрокинулась. Глаза не могли оторваться от Повелителя мух, а тот висел прямо перед ним. – И что тебе одному тут делать? Неужели ты меня не боишься? Саймон вздрогнул. – Никто тебе не поможет. Только я. А я – Зверь. Губы Саймона с трудом вытолкнули вслух: - Свиная голова на палке». Этот роман Голдинг написал под впечатлением от того, что он пережил. Он преподавал английский язык и философию, когда началась Вторая мировая война, и в 1941 году он ушел служить на флот. Ему было 30 лет. На войне, столкнувшись с жестокостью людей, он понял, насколько темна человеческая душа. А когда он вернулся в Англию в 1945 году, началась Холодная война, где возникла угроза ядерного уничтожения. И Голдинг понял, что в своей звериной ярости и жажде власти люди не остановятся ни перед чем, они способны уничтожить даже мир, в котором живут. По моим личным ощущениям «Повелитель мух» это история о поведении людей, оказавшихся на войне. Кто-то сохраняет свою человечность и здравый смысл, а кто-то упивается безграничной властью и дает волю жестокости. А ведь рано или поздно любая война закончится и люди вернуться к прежней жизни и со всем, что они там натворили им жить. Вот как теперь жить Джеку, зная, что он повинен в смерти двух мальчиков и чуть не убил третьего из-за того, что решил поиграть в Вождя? И все остальные виноваты не меньше его, ведь они позволили этому произойти, они допустили это. Вот чем страшно объединение одних людей против другого человека, которое сначала показано на условно безобидном примере Хрюши. Полный мальчик в очках сразу стал общим изгоем и объектом для насмешек. Они то, насмехаясь над ним и не считаясь с ним, делая его жизнь невыносимой. Как это обычно происходит с теми, кого например, травят в школе. И у всех в отличие от человека, которого начинают травить есть выбор: присоединиться и отравлять жизнь другого за компанию или не участвовать в этом. Когда человек позволяет себе несправедливо поступить с другим, этим он потакает своему звериному началу, а оно есть в каждом человеке. Потом посчитает, что не просто может несправедливо поступить, но и вправе это сделать просто, потому что сильнее. Или потому что другие так делают. Но каждый человек отвечает сам за свои поступки и тут нужно руководствоваться только честностью и справедливостью. «Но я у тебя не прошу мои очки, я у тебя их не клянчу. И я не стану тебя упрашивать, мол, будь человеком. Потому что не важно, сильный ты или нет, а честность есть честность. Так что отдавай мне мои очки, скажу, ты обязан отдать!» То как они все вместе издевались над Хрюшей, очень напоминает то, как они охотились за свиньей, тут даже прозвище символично. Это такая же жестокость. Таким образом, все начинается с малого, сначала человек допускает возможность несправедливо поступать, унижать и издеваться, потом отобрать то, что тебе не принадлежит, будь то очки или право быть главным, а потом и убить. Поэтому добро должно побеждать зло в душе человека даже в малом. У этого романа есть несколько экранизаций. Но самая лучшая и точная это одноименная экранизация Питер Брука 1963 года. Идеально подходят для своих ролей. Особенно Джек. Мне очень понравилось, в начальных титрах показаны фотографии из школьной жизни мальчиков и как это контрастирует с финальными кадрами – чумазые дикари и полыхающий остров. #уильямголдинг #повелительмух #книжныйблог