📆В этот день 87 лет назад родился американский писатель Кен Кизи. Он стал связующей нитью между поколением битников и поколением хиппи, поколений протеста против существующих общепринятых норм и ценностей. Он известен как автор своего первого романа «Пролетая над гнездом кукушки», несмотря на то, что написал и другие романы, а также множество рассказов. Эта книга стала известнее автора, а ее экранизация известнее самой книги. И этому культовому роману в этом году исполняется 60 лет! «Кто из дому, кто в дом, кто над кукушкиным гнездом». “…one flew east, one flew west. One flew over the cuckoo’s nest.” На английском конечно интереснее, кто на восток, кто на запад, т.е. в разные стороны света. Но это не так важно, как то, кто над кукушкиным гнездом, ведь у кукушки нет гнезда. Сюжет, я думаю знаком многим, но все же напомню. В психиатрическую больницу поступает новый пациент, которого зовут Рэндл Патрик Макмёрфи, или просто Р. П. Макмёрфи. Его перевели из тюремной фермы. Он решил, схитрить и притвориться психически нездоровым и таким образом избавить себя от изнурительной работы на гороховых полях на время своего заключения. Моя мама врач психиатр и поэтому я всегда проявляла интерес к психиатрии и впервые с этой книгой и ее экранизацией Милоша Формана я познакомилась очень давно. Правда фильм я посмотрела до прочтения книги и, конечно же, образы актеров из фильма переместились в мое воображение и Макмёрфи выглядел как Джек Николсон, хотя, в книге у него рыжие волосы, ☝Главное отличие от фильма в том, что история в книге рассказывается от лица пациента клиники Вождя Бромдена, чье сознание пострадало от многолетней терапии, и соответственно приправлена его личным восприятием реальности. Несмотря на то, что в его рассказе все довольно логично и понятно, подача все же весьма своеобразна. Например, иногда его сознание затуманивается, но туман возникает не просто так. Именно из-за этого изменения Кен Кизи критиковал экранизацию. Вождь в школе с футбольной командой побывал с экскурсий на фабрике и теперь ему кажется, что в больнице за стенами скрыты машины и механизмы. Через его специфическое видение окружающего мира автор передает его ощущения. Ведь автор хоть он и сказал в одном из своих интервью, что его роман «воссоздает реальных людей и доподлинные ситуации», говорит не только о больнице для психически больных, он говорит о государстве в целом, о любой государственной структуре, называя их Комбинатом и фабриками в Комбинате. Медперсонал олицетворяет любую законную власть одних людей над другими и стремление этой власти стандартизировать и обезличить людей, чтобы ими было легче управлять. «Перемену в человеке замечаешь после разлуки, а если видишься с ним все время, изо дня в день, не заметишь, потому что меняется он постепенно. По всему побережью я замечал признаки того, чего добился Комбинат, пока меня тут не было, - такие, например вещи: на станции остановился поезд и отложил цепочку взрослых мужчин в зеркально одинаковых костюмах и штампованных шляпах, отложил, как выводок насекомых, полуживых созданий». На написание романа «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи вдохновило пребывание в Ветеранском госпитале, где он сначала добровольно участвовал в экспериментах по изучению воздействия психотропных веществ, после чего у него возникла зависимость от психоактивных веществ. А потом устроился в этом госпитале ночным санитаром в психиатрическое отделение и там общался с пациентами, после чего у него возникла идея, и появился материал для книги. Кизи пришел к выводу, что эти люди на самом деле не больные, просто общество их отвергло из-за того, что они отличаются от других. На самом деле определить с первого взгляда психически нездорового человека может только опытный психиатр. Даже больные шизофренией в промежутках между обострениями ничем не отличаются от обычных людей. Особенно те, которые заболели недавно, так как от болезни и медикаментозной терапии со временем происходит изменение личности. Но Кизи бесспорно прав, что общество настолько жестоко, что отвергает всех людей с нестандартной внешностью, нестандартным мышлением или нестандартным поведением и уж тем более с ментальными расстройствами. «Я одно знаю: и так-то все не очень велики, но похоже, каждый только тем и занимается, что пригибает пониже всех остальных». Любое взаимодействие с другим человеком сводится к тому, помогаете вы ему или вредите. Причем помогать или вредить можно даже словом. Можно как укреплять комплексы человека, так и вселять в него уверенность. Это можно увидеть даже на примере комментариев в социальных сетях. Но многие люди, которым повезло родиться, например, без ментальных расстройств считают, что это дает им право унижать тех, у кого они есть. Вот взглянуть на это с другой стороны как раз помогают такие романы как «Пролетая над гнездом кукушки», «Цветы для Элджернона» и «Таинственная история Билли Миллигана». Это полезные книги, они позволяют понять, что, несмотря на ментальные расстройства - это люди и относиться к ним нужно по-человечески. Под впечатлением от прочтения романа «Пролетая над гнездном кукушки» люди стали съезжаться со всей Америки к дому Кизи. И в 1964 возникла коммуна под названием «Весёлые проказники», которую возглавил Кизи, она объединила людей не желавших жить по общепринятым нормам. А помогали им объединяться психоделические вещества. Так он стал идеологом хиппи. В романе законная власть, представлена старшей сестрой отделения Гнусен (Ratched). Сначала можно подумать, что она проявляет заботу о пациентах, но самом деле она проявляет только свою власть над ними, ловко манипулируя их страхами и слабостями. Изучив уязвимые для них темы, она в любой момент осадит любого, кто попробует поднять голову. Особенно наглядно это показано в конце с Билли Биббитом. Кстати, в 2020 году вышел сериал Netflix под названием «Рэтчед» (Ratched) по мотивам романа «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи, сценарий написал Эван Романски. Это история о прошлом медсестры Милдред Рэтчед, о том, как она стала такой. Это конечно фантазии создателей сериала и они мало связанны с романом, но задумка интересная. «Под ее руководством внутренний мир – отделение – почти всегда находится в полном соответствии. Но беда в том, что она не может быть в отделении постоянно. Часть ее жизни проходит во внешнем мире. Так что она не прочь и внешний мир привести в соответствие. Трудится она вместе с другими такими же, я их называю Комбинатом, - это громадная организация, которая стремится привести в соответствие внешний мир так же, как приведен внутренний. <…> Да. Это я знаю точно. Отделение – фабрика в Комбинате. Здесь исправляют ошибки, допущенные в домах по соседству, в церквах и школах, - больница исправляет. Когда готовое изделие возвращают обществу полностью починенное, не хуже нового, а то и лучше, у старшей сестры сердце радуется; то, что поступило вывихнутым, неродным, теперь исправленная, пригнанная деталь, гордость всего коллектива, наглядное чудо. Смотри, как он скользит по земле с припаянной улыбкой и плавно входит в жизнь уютного квартальчика, где как раз роют траншеи под городской водопровод. И счастлив этим. Наконец-то приведен в соответствие…» Исходя, из этого у Вождя зарождается вера в исключительность Макмёрфи и его возможность победить, ведь до сих пор системе не удалось его сломить. «Я думал, что, может быть, он и вправду необыкновенный. Он – это он, вот в чем дело. Может быть, тем и силен, что всегда остается собой. Комбинат не добрался до него за столько лет; с какой же стати она решила, что доберется за несколько недель? Он не даст им скрутить себя и перекроить». Секрет силы Макмёрфи перед обстоятельствами в том, что он умеет смеяться и эту способность он пытается вернуть пациентам. «С тех пор как я перешагнул порог, я ни разу не слышал нормального смеха, ты понял? Кто смеяться разучился, тот опору потерял. Если мужчина позволил женщине укатать себя до того, что не может больше смеяться, он упустил один из главных козырей. И не успеешь оглянуться, он уже думает, что она крепче его, и…» Как говорилось в повести «Тим Талер, или Проданный смех» Джеймса Крюса - «Кто смеётся, тот спасён». Пациенты утратили эту способность и уверовали в то, что сестра их сильнее, но Макмёрфи не сдавался. «Макмёрфи, наверно, лучше всех понимал, что кураж у нас напускной, - ему до сих пор не удалось никого рассмешить. Может быть, он не понимал, почему мы не хотим смеяться, но понимал, что по-настоящему сильным до тех пор не будешь, пока не научишься видеть во всем смешную сторону. <…> Макмёрфи хохочет. <…> Он знает: надо смеяться над тем, что тебя мучит, иначе не сохранишь равновесия, иначе мир сведет тебя с ума». Сестра Гнусен управляет людьми с помощью страха, как и любая законная власть, но когда появляется Макмёрфи он сначала ее не боится. Он как человек, побывавший и на войне и в тюрьме, воспринимает больницу, как очередное приключение в своей жизни, причем ограниченное конкретным сроком. Но потом, поняв, что больница тем и отличается от тюрьмы, что здесь нет никакого конкретного срока и его свобода теперь в руках старшей сестры, у него появляется страх перед ней. Но к этому времени он, находясь в одной лодке с пациентами, начинает бороться с сестрой уже ради них. Вот тот самый момент, который вдохновляет пациентов, когда Макмёрфи решил пробить цементным пультом из ванной решетку в окне и пойти посмотреть игру в баре, и, конечно же, не смог его поднять. «- Говорите, я не подниму эту плевую машинку? – Друг мой, не припомню, чтобы психопаты в дополнение к другим их замечательным достоинствам могли двигать горы. <…> - Но я хотя бы попытался, - говорит он. – Черт возьми, на это, по крайней мере, меня хватило, так или нет?» Макмёрфи типичный трикстер, он далеко не святой, он обычный человек, а сестра просто бездушная шестеренка системы. В отличие от медперсонала Макмёрфи относится к пациентам больницы по-человечески. Для них главное это порядок, они полностью подавили волю к жизни, а, следовательно, и к сопротивлению в этих людях. А Макмёрфи за недолгое время смог вернуть им вкус к жизни. Медперсонал действует исключительно в своих интересах, исходя из того, что лучше для них, а не для пациентов. Хотя среди пациентов есть, например и совсем молодой парень Билли. Но старшая сестра стремится не избавить его от страхов, а наоборот укрепляет их, ведь так ей проще им управлять. Вождь, несмотря на свой внушительный рост и свою силу считает себя маленьким - это является отражением того, что он чувствует себя маленьким и беспомощным перед системой, то есть Комбинатом. Вздумай он проявить свою силу в отделении, его бы тут же скрутили санитары, а старшая сестра направила бы на электрошоковую терапию, а то и на лоботомию. Он понимает, что ее не победить. У него запечатлелся в памяти образ его отца большого и сильно, который пытался противостоять Комбинату, но в итоге система его сломала. Вот Вождь и решил, что лучше прятаться от системы, притворяться глухонемым, чтобы старшая сестра не могла узнать его страхи и его боль. А то на каждом собрании она бы спрашивала его, что он чувствовал, когда как его отец-вождь племени спивается из-за того, правительство заставило его отдать племя, поселок, водопад и право быть индейцем. Как у других людей оно отнимают свободу и право быть собой. Вождь, как и другие пациенты, смирился со своей ролью кролика. А судьба кролика не сражаться с волком, а прятаться от него. «Мистер Макмёрфи… друг мой… я не курица, я кролик. Врач – кролик. Вот Чесвик – кролик, Билли Биббит – кролик. Все мы тут кролики разных возрастов и категорий и скачем – прыг-скок- по стране Уолта Диснея. Только поймите меня правильно: мы здесь не потому, что мы кролики – кроликами мы были повсюду, - мы здесь потому что не можем приспособиться к нашему кроличьему положению. Нам нужен хороший волчище вроде сестры – чтобы знали свое место». А мисс Гнусен не забывает им напоминать об их положении. «Вы находитесь в этой больнице, - отвечала она, словно в сотый раз, - потому что доказали свою неспособность встроиться в общество». Несмотря на то, что Макмёрфи удалось внести изменения в установленный распорядок - это не победа, ведь в руках старшей сестры как была, так и осталась власть, причем не просто власть, а абсолютная и безграничная власть. Макмёрфи как озорной ученик в школе, который созвал пару уроков и подрывает авторитет учительницы перед учениками. Но решающий ход всегда остается за ней, захочет и оставит после уроков, или на лето, а то на второй год. «Мне показалось на минуту, что ее победили. Может и не показалось. Но сейчас я понимаю, что это не важно. Один за другим больные украдкой бросают на нее взгляды – как она отнесется к тому, что Макмёрфи верховодит на собрании; видят то же самое, что я. Такую большую не победишь. Заслоняет полкомнаты, как японская статуя. Ее не стронешь, и управы на нее нет. Маленький бой она сегодня проиграла, но это местный бой в большой войне, в которой она побеждала и будет побеждать. Нельзя позволить, чтобы Макмёрфи поселил в нас надежду, усадил болванами в свою игру. Она будет и дальше выигрывать, как Комбинат, потому что за ней вся сила Комбината. На своих проигрышах она не проигрывает, а на наших выигрывает». Когда Рэндл только попал в отделение, он использовал пациентов в своих интересах, выигрывал у них деньги. И сестра надеялась, что скоро пациенты это поймут и тогда его авторитет в их глазах упадет даже несмотря не то, что он сделал для них столько хорошего. «Она знала: люди устроены так, что раньше или позже непременно отодвинутся от того, кто дает им больше обычного, от дедов морозов, от миссионеров, от благотворителей, учреждающих фонды для добрых дел, и призадумаются: а ему-то какая выгода?» Но Макмёрфи, узнав их лучше, поняв их страхи и их боль, и увидев, как старшая сестра издевается над ними, укрепляя изо дня в день их страхи, с помощью которых ей и удается удерживать их в больнице, хотя большинство из пациентов находятся там добровольно. «Вы жалуетесь, вы целыми днями ноете, как вам здесь противно, как вам противна сестра и все ее пакостные штуки, и оказывается, вас тут никто не держит. Кое-кого из тех стариков я еще могу понять. Они ненормальные. Но вы-то конечно, таких не на каждом шагу встречаешь, - но какие же вы ненормальные?» Понимая, что они может и странноватые, но не сумасшедшие и вполне могли бы жить обычной жизнью и уж точно не заслуживают такого к ним отношения. У каждого из них своя история и своя боль. Им нужно дать только немного уверенности в себе, уверенности в том, что они могут быть поняты и приняты другими, и они обретут силу и воспрянут духом. И Макмёрфи это удалось, хоть и ценой собственной жизни, своим человеческим отношением к пациентам, он смог вернуть им чувство, что они люди, причем свободные люди, и они смогли покинуть больницу. А значит, Макмёрфи победил, он сделал последний ход. Именно поэтому он и не сбежал, как планировал, он увидел изменения, реальные изменения в этих людях и побоялся, что без него старшая сестра вернет все на свои места и тогда его борьба оказалась бы напрасной. «У них пока свои сложности, как и всех у нас. Во многих отношениях они еще больные люди. Но в том-то и штука: больные люди. Уже не кролики, Мак. И может быть когда-нибудь станут здоровыми людьми. Не знаю». Это напомнило мне фильм «…А в душе я танцую» (Inside I'm Dancing) 2004 года, где один их главных героев в конце умирает, но все же ему удается изменить другого героя, вернуть его к жизни. Поэтому, несмотря на печальный финал это воодушевляющая история о надежде, о том, что можно изменить свою жизнь, если вас что-то не устраивает. #кенкизи #пролетаянадгнездомкукушки