📆Сегодня день рождения Стивена Фрая, ему исполнилось 65 лет! Для меня он является таким же символом и достоянием Англии, как Шерлок Холмс, чай Эрл Грей и Биг-Бен и воплощением таких качеств, как остроумие, чувство юмора, эрудиция, элегантность, шарм и etc. Все эти качества привели Фрая к тому, что он стал великолепным актером, замечательным писателем и просто потрясающе интересным человеком. На него хочется смотреть, его хочется слушать, и его хочется читать. Особенно читать, ведь в своих книгах он дает волю мыслям, фантазиям и воспоминаниям. Стивен Фрай один из моих любимых писателей. В моей домашней библиотеке уже собралось 15 книг его авторства. Если вы еще не читали Фрая, то от души советую исправить это непозволительное упущение как можно скорее. С чего начать? С «Теннисных мячиков небес», например. Вы влюбитесь в то, как он играет словами, метафорами и аллюзиями, сдабривая все это своим фирменным изысканным юмором. Это четвертый и, наверное, мой самый любимый роман Фрая. Он написан по мотивам «Графа Монте-Кристо» Александра Дюма, только события разворачиваются не в 19 веке во Франции, а в конце 20 – начале 21 века в Англии. Это филигранный привет, переданный Фраем Александру Дюма из современности. Впервые эта книга была опубликована в 2000 году. Кстати, в США название изменили на «Месть» (Revenge). Но это слово слишком простое и плоское, не отражает всего многообразия причудливых переплетений судьбы, душевных и психологических метаморфоз. А вот оригинальное название, секрет которого раскрывается в эпиграфе к роману подходит идеально. Эти строчки позаимствованы Фраем из пьесы «Герцогиня Мальфи» Джона Уэбстера (это пьеса о мести): «Мы – теннисные мячики небес, Они соединяют нас и лупят, как захотят». Это очень точно, ведь случайность может оказаться счастливой, а может и роковой. Я читала «Графа Монте-Кристо» Дюма давно, поэтому, читая роман «Теннисные мячики небес» Фрая, я не сравнивала и связывала его с оригиналом, но все же отдавала дать тому, как ловко Фрай играл с героями. Главный герой Нед Маддстоун – анаграмма на имя Эдмона Дантеса (Edmond Dantes - Ned Maddstone) – он не моряк, но состоит в школьном парусном клубе и на каникулах отправляется в плавание. Инструктор по парусному спорту – капитан их судна перед своей смертью поручает Неду доставить письмо. Нед - это прекрасный семнадцатилетний парень, у которого всё в жизни прекрасно. Его отец член кабинета министров, он не очень богат, но многие двери перед ним открыты, он любит прекрасную девушку и это взаимно. Он добрый и хороший человек, он спортивный и симпатичный, прилежно и хорошо учится, до крайности вежлив и внимателен к другим, всегда поступает правильно. Идеальный человек, живущий идеальной жизнью. «Есть ли во всей вселенной человек, столь неизмеримо везучий? Он молод, здоров, счастлив, и нет у него во всем мире ни горестей, ни врагов». Но очень скоро несколько случайных и незначительных самых по себе событий, соединившись, приведут к катастрофическим для Неда последствиям. Главный поворотный момент, произошел на уроке биологии, когда Нед вдруг протянул руку и вынул из расстегнутой сумки его одноклассника личный дневник и прочитал несколько страниц, а тот об этом узнал. «- Нед вздохнул и, направляясь к доске, обернулся, чтобы послать Барсон-Гарленду сокрушенную улыбку. Барсон-Гарленд не улыбался. Он смотрел на высушенный, плоский стебель четырехлистного клевера, лежащий на табурете Неда Мадстоуна. Тот самый стебель, что провел три мирных года между страницами его дневника». Это один из моих любимых моментов. Настолько тонко и точно Фраю удалось передать происходящее, что ощущаешь, с какими эмоциями и каким выражением лица Барсон-Гарленд смотрел на свой гербарий. Написанное в дневнике было весьма унизительным, но Эшли Барсон-Гарленд понимал, что если бы это увидел не Нед, а кто-то другой его бы уже опозорили на всю школу. В Неде же он был уверен, что тот никому об этом не расскажет. Мало того Нед, узнав о его проблемах даже стал помогать ему. Но всё это унижало и оскорбляло Эшли даже сильнее чем, если бы Нед всем разболтал его секреты. Это снисходительное отношение истинного аристократа, это щедрость с барского плеча казались Эшли очередным подтверждением, что его не воспринимают как равного. А Эшли, изо всех сил пытался казаться человеком из высшего социального круга и завидовал Неду, который родился человеком такого круга. Эшли Барсон-Гарленд – анаграмма на имя барона Данглара (Baron Danglars - Barson-Garland), того самого, который подал идею о доносе на Дантеса. Вот и Эшли подал идею, как бросить тень на такого лучезарного и безупречного человека, как Нед. Эшли ловко манипулирует двумя другими людьми, которые сами по себе были безобидны. Одноклассник Руфус Кейд – имя образовано от Кадрусс (Rufus Cade – Caderousse) – злится на Неда, что тот, будучи капитаном крикетной команды, не включил его в первый состав. Употребляет психоактивное вещество растительного происхождения. На самом деле он понимает, что Нед хороший человек, но не может не ненавидеть его за это. И Гордон Фендеман - анаграмма на имя Фернана Мондего (Fernand Mondego - Gordon Fendeman) – кузен девушки Неда, который сам имеет на нее виды. Все трое слабые, порочные и подлые люди. Например, показано, что Гордон испытывает к Порции - девушке Неда только физическое влечение, он не влюблен и не восхищается ею, как Нед. Просто то, что она не обещает на него внимание, больно ударяет по его самолюбию и ему хотелось бы ее покорить. Порция – каламбур имени Мерседес с названиями немецких автомобилей Mercedes и Porsche (Mercedes – Portia), а заодно отсылка к героиням из пьес Шекспира «Венецианский купец» и «Юлий Цезарь». Кстати, о Шекспире, я бы охарактеризовала «Теннисные мячики небес» как «Граф Монте-Кристо нашего времени или мстить или не мстить вот в чем вопрос», ведь помимо прямой связи с «Графом Монте-Кристо» Дюма в этом романе множество аллюзий на произведения Шекспира. История любви Неда и Порции с письмами и с отцами разных политических взглядов и разного вероисповедания это аллюзия на «Ромео и Джульетту» и Порция пишет Неду в письме: «Но ведь любви без препятствий не бывает? Я о том, что, если бы папа Джульетты бросился Ромео на не шею и сказал: «Я не теряю, я приобретаю сына», а мама Ромео разулыбалась от счастья: «Джульетта, душечка, добро пожаловать в семью Монтекки», пьеска получилась бы куцая». А темы зависти и мести роднят Неда с Просперо из «Бури». Нед снова оказавшись спустя двадцать лет на свободе и увидев, как изменился внешний облик людей, с иронией произносит: «Как род людской красив! И как хорош тот новый мир, где есть такие люди». Подлый поступок Эшли, Руфуса и Гордона, сам по себе большого вреда Неду бы не причинил, если бы он не объединился с письмом. И тут на арену выходит агент секретной разведывательной службы Оливер Дельфт – анаграмма на имя прокурора Вильфора (de Villefort - Oliver Delft). Вот так Нед по роковой случайности попал в безвыходное, бесправное положение и тогда от милого и наивного мальчика Неда не осталось и следа. Почти на 20 лет (Эдмон Дантес пробыл в заточении всего 14 лет) он оказался заложником частной психиатрической клиники на острове. Меня очень тронуло то, как Нед отреагировал, когда спустя десять лет пребывания в клинике ему впервые разрешили почитать книгу – том английской энциклопедии. Все эти годы он не имел возможности читать, хотя очень этого хотел и постоянно просил об этом. «Этой ночью Нед улыбался во сне. К нему вернулось давно забытое воспоминание о добром старике, читавшем ему «Сказки дядюшки Римуса». Что-то такое про Братца Кролика, Смоляное Чучелко и терновый куст. Он не очень хорошо понимал, чем важна для него эта сказка, но понимал, что важна». Фрай, известный любитель книг, очень хорошо передал это ощущение счастья от возможности читать: «Этой ночью Нед улыбался во сне». И я не могла не отметить «Сказки дядюшки Римуса» - это без преувеличения была моя любимая книга в детстве, мне ее читали, когда я была совсем маленькой, и я просила читать ее снова и снова. До сих пор помню: «Если близко лисий хвост - значит, близко Лиска». Судя по всему, Фрай высказал от лица главного героя свое отношение к этой книге. Для меня тоже она очень важна. И это поразительно и прекрасно, как книга американского писателя Джоэля Харриса объединяет людей разных поколений, родившихся и живущих в разных странах, говорящих на разных языках. После чтения книг Неду разрешили общение с другими пациентами, так он познакомился с еще одним заложником этой клиники – стариком по имени Бэйб, который станет его учителем, а также ключом к свободе и многомиллионного кладу. Бэйб был человеком незаурядных умственных способностей, и ему было обидно, что тридцать лет он провел в этой клинике и теперь его способности, ни для чего стоящего не пригодившись, умрут вместе с ним. И тут появился Нед. «В конце концов, мозг и память Бэйба были продуктом генетического везения, и он нимало ими не гордился, ибо давно уже обнаружил, что воля и одна только воля выделяет его из числа заурядных людей, а владению волей, в отличие от сноровистости мозга – можно научить, ее можно передать другому и тем обеспечить ей вечную жизнь». Бэйб (Саймон Фрезер) - неполная анаграмма на имя аббата Фариа (the Abbe Faria - the Babe Fraser). Это мой любимый персонаж, в котором больше всего угадывается сам Фрай. «Женщины говорили, что я могу соблазнить одними только словами» о да, Фрай это может. Бэйб и подсказал Неду: «Не спрашивай себя, почему это с тобой случилось. Спроси, почему это случилось с тобой». Конечно, еще мудрее спрашивать себя не почему, а для чего что-то с тобой случилось. Именно благодаря Бэйбу Нед поймет, кто виновен в том, что с ним произошло и главный шахматный секрет. «Лучший ход, который ты когда-либо сможешь сделать, играя в шахматы, вовсе никакой не лучший. Нет, лучший ход, который ты когда-либо сможешь сделать, играя в шахматы, это тот, которого твой противник желает меньше всего». Так Нед, мотивируя себя желанием отомстить, при содействии Бэйба будет развивать свой разум и волю, превращаться в совершенно другого человека, человека, который сможет выбраться из заточения и сможет отомстить. Самая напряженная сцена в книге, это как Нед организовывал свой побег из клиники. Мое нервное напряжение зашкаливало, было ощущение полного погружения. Фрай мастер саспенса. «Нед, ехавший ныне в ящике, был совершенно другим существом, человеком железной воли, ангелом мщения – орудием Божиим». Как говорится, все, что нас не убивает, делает циничнее и злее. Причем это не жажда мести ожесточает человека, а именно произошедшая с ним несправедливость. Именно в момент, когда с человеком проступили так, как он того не заслуживал, человек переходит на темную сторону силы. «И тем не менее Нед знал, что обратился в человека, который никогда больше на испытает страха. В прошлом он боялся того, что с ним происходит. Отныне он никогда не будет пассивной жертвой событий. И ничего с ним больше не произойдет. Происходить будет с другими, происходить по его воле, и отныне в его душе нет места страху». Что особенно важно, Нед вернувшись, мстил не подло, он не выдумывал ничего порочащего, он просто сыграл на слабостях и придал огласке те грехи и злодеяния, которые его враги успели совершить в своей жизни. Он вытащил все скелеты из их шкафов на свет божий. Ибо враги его за эти 20 лет не стали честными, хорошими и благородными людьми, они так остались лживыми, подлыми и порочными. Месть – это не зло, это справедливость. А справедливость в вопросах мести – это тонкая линия между добром и злом. Как сказала Филиппа Блэкроу мать Оливера Дельфта, которой и предназначалось письмо, переданное Неду: «Несправедливость – самое страшное, что есть на свете, Оливер. Она порождает все прочее зло, и только пустая душа может сносить ее без гнева». Если произошла несправедливость, но нужно восстановить справедливость. Это дело чести. Что-то от самураев. В вопросах мести, я не согласна с Платоном, что нельзя отвечать злом на зло. Я считаю, что если человек тебя чем-то обидел и причинил тем сам тебе боль физическую, психологическую или какую-либо еще, то ты вправе отомстить. Зло, оставаясь безнаказанным, становится злее. В сериале «Меня зовут Эрл» мне запомнилась фраза: «У кармы ведь нет кулаков». Для восстановления справедливости нужно орудие и кто-то должен им стать. Карме нужны чьи-то кулаки. Нед как раз об этом и сказал Порции: «Я не несу ответственности за происходящее. <…> Ты увидишь, что я – всего лишь орудие. Орудие Божие». Это, конечно, сложная миссия, которую не каждый на себя возьмет и не у каждого есть возможность отомстить. Если бы у Неда не было миллионов, что бы он смог сделать? Просто поговорить с людьми, совершившими подлость, из-за которой он потерял 20 лет молодости, невесту, отца и свою прежнюю личность? И что бы они ему сказали? Например, Эшли, Руфус и Гордон? Что они тут ни при чем, они были мальчишками, они ничего такого не хотели, что так получилось, так случилось, а их вины тут нет? Знаете в чем особенность подлых людей? Они всегда умеют себя и других убеждать в том, что они не виноваты. Или вы сами виноваты (этакий газлайтинг) или вам это только на пользу (пора спуститься с небес на землю и жить в реальном мире) или их вина настолько несущественна, что и говорить то об этом не стоит, а уж помнить об этом и не прощать так и вовсе безумие. Враги Неда неоднократно называли его сумасшедшим. Подлые люди не чувствуют своей вины и поэтому не способны раскаиваться. Если человек искренне раскаивается и искренне просит прощения и пытается как-то исправить ситуацию, сделать для человека что-то хорошее и этим искупить свою вину перед ним, то и обиды не будет, и желания мстить не возникнет. Но это редкий случай. Вот, что Эшли записал в своем дневнике после исчезновения Неда: «Какая-то часть меня немного жалеет Неда, но другая заверяет, что, где бы он ни был и что бы с ним ни происходило, это пойдет ему на пользу». А вот какие мысли были у Эшли спустя 20 лет: «Это какое-то безумие. Дикое, необъяснимое умопомешательство. Конечно, у него были враги. Далеко не все любили его, он знал это. Он всегда это знал. Но чтобы вот такая сумасшедшая ненависть?» То есть он даже и не вспоминал про Неда все это время, не чувствовал ни вины ни раскаяния. Конечно, для него было удивительно, кто же может желать ему зла, ведь он то, по его мнению, никому зла не делал. Мстить или не мстить? Вот в чем вопрос? Каждый определяет это для себя сам. Если человек понимает, что его душа не найдет покоя пока не отомстит обидчику, то стоит. Что это даст? Ничего, кроме душевного покоя и чувства, что справедливость восстановлена. Да, прошлое не изменить, не исправить и не вернуть, но ты сбросил камень несправедливости с души. «Нед дрожал, и это удивляло его, поскольку он сознавал, что спокоен. Он ощущал тот подлинный покой, который снисходит лишь на людей, честно заслуживших ночной отдых. Мир и покой, порождаемый только истинными достижениями». Мой выбор, например, надеяться на карму, сесть у реки и ждать, когда мимо проплывет труп твоего врага. И это обязательно случится, и вы обязательно об этом узнаете, даже если уже забудете про это, точнее именно тогда, когда забудете. Но позлорадствовать еще приятнее, если враг будет считать, что вы хоть как-то причастны к злоключениям, которые с ним произошли. Хотя враг это слишком громкое слово, я имею в виду просто нехороший человек – редиска, как называл Ленин тех, кто красный снаружи, а внутри белый, то есть двуличных и лицемерных людей, которые пытаются казаться одними, а на сам деле другие, которые говорят одно, а думаю другое. Чтобы у графа Монте-Кристо не было последователей, каждому человеку нужно помнить о карме, о том, что все возвращается, поэтому целесообразнее делать добро. Как я люблю говорить: если хочешь делать добро для начала постарайся не делать никому зла. Это первая ступень на пути к доброте. Нужно ставить себя на место другого человека, понимать, что у него тоже есть чувства, причем этот другой может быть даже более ранимым и придавать всему большее значение. Все это нужно учитывать, если об этом знаешь. #стивенфрай #stephenfry #теннисныемячикинебес

Теги других блогов: писатель актер Стивен Фрай